Не только хлебом единым:

Главная
Святые Козма и Дамиан
Церковь
Крещение
В защиту староверия
Книга памяти
Жизнь общин
Краткая история
Сущность древлеправославия
Жизнь прихода
О нас
Люди, события, годы



Это интересно :


Азбука


Книга памяти


Христос, сын Божий




Краткая история


Господь наш Исус Христос совершив дело спасения людей всей вселенной от греха, проклятия и смерти и открыв Царствие Небесное, основал на земле Свою Единую Соборную Святую и Апостольскую Церковь и заповедал ей приводить ко спасению всех людей, всех времен до второго пришествия Его на землю, причем Он излил на эту Церковь Благодать Святаго Духа сказавши: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Иоан.14:16).

Распространять и устраивать эту Церковь на земле Спаситель заповедал своим Апостолам, ниспослав на них в пятидесятый день по Своем Воскресении из мертвых Духа Святого и установив священноначалие и таинства, причем Главою всей Церкви он объявил Себя, и тем объединил земную Церковь с Небесною, в которой пребывают Святые Ангелы и все праведники перешедшие в загробный мир, находясь в непрестанном общении с Господом Исусом Христом, а также с Богом Отцом и Духом Святым.

Земная Церковь освящается Исусом Христом, как Главою, через таинства и она является телом Христа, где находятся разные члены из среды верующих - грешные и праведные; вне этой Церкви нет спасения ни для кого, потому что спасает всех только Глава ее Исус Христос.

Святые Апостолы в деле распространения и утверждения Церкви Христовой поступали, как научил их и заповедал им Исус Христос; для сего они разъясняли верующим сначала Священное писание Ветхого Завета, Евангельское учение Спасителя, и затем по внушению Духа Святого составили письменные творения, из коих образовалось Священное Писание Нового Завета. И заповедовали христианам следовать евангельскому Учению Спасителя и веровать в Него так, как это открыто людям в Св. Писании Ветхого Завета и разъяснено Апостолами в священном Писании Нового Завета.

Для устроения же своей внутренней жизни по вере Христовой Апостолы составили особые руководственные правила, согласные со Святым Писанием, названные каноническими, таковых правил 85.

Эти правила составили другой источник Божественного откровения, так называемое Священное Предание; христиане древних времен строго хранили и исполняли заповеди Христа Спасителя и правила его Святых Апостол, не вводя в свою религиозную жизнь никаких новшеств.

Когда прекратились жестокие гонения на христиан со стороны неверующих евреев и язычников, и когда среди христиан стали появляться вольнодумцы и еретики, которые начали искажать догматы веры Христовой и нравственные истины Евангельского учения Спасителя, тогда истинные последователи веры Христовой стали созывать Вселенские и Поместные Соборы, что бы на них утвердить веру Христову в чистоте, неповрежденности и неизменяемости, а в жизни Церкви Христовой и ее истинных чад установить такой образ и порядок, который был бы вполне согласен с заповедями Спасителя и его веры, а также с каноническими правилами Святых апостол; вместе с этим среди верных чад Христовой Церкви стали появляться богоугодные отцы и учителя, которые старались в своих устных беседах и письменных творениях разъяснять догматы Веры Христовой и нравственного истинно евангельского учения Спасителя и составлять правила для жизни Церкви и ее верных чад, и все это они делали согласно заповедей Спасителя и разъяснениям его Святых Апостол. Творения и правила этих Святых отцов и учителей Церкви рассматривались на Соборах, и те из них, которые признавались действительно согласными с учением Спасителя и разъяснениями Святых Апостол, Соборы постановляли признавать обязательными к руководству и исполнению в жизни Церкви и ее чад, наравне с каноническими правилами, какие вырабатывались на самих Соборах.

Вселенских Соборов было 7. Первый был в городе Никее в 325 году; на этом Соборе было составлено семь членов Символа Веры, была осуждена ересь Ария о Сыне Божием и составлено 20 правил о церковной дисциплине.

Второй Вселенский Собор был в городе Константинополе в 381 году, который определил еще пять членов Символа Веры, осудил ересь Македония о Духе Святом и составил семь правил о правах Епископов.

Третий Собор происходил в Ефесе в 431 году, он признал обязательным для всех чад Церкви Христовой и не подлежащим никаким изменениям и дополнениям Символ Веры, заключающийся в 12 членах, составленных па первых двух Вселенских Соборах; осудил ересь Нестория о двух естествах во Исусе Христе и составил 8 правил и одно послание к частному Панфилийскому Собору.

Четвертый Собор был в городе Халкедоне в 451 году; он осудил монофизиткую ересь Евтихия о поглощении Божеством человеческой природы во Исусе Христе и составил 30 канонических правил.

Пятый Вселенский Собор был в Константинополе в 553 году; он утвердил постановления четвертого Собора и судил о трех приверженцах еретика Нестория.

Шестой Вселенский Собор, называемый Трульским, был в Константинополе в 680 году; он осудил ересь монофилитскую о двух волях во Христе, подтвердил постановление третьего Вселенского Собора о запрещении составлять новый Символ Веры и составил 102 канонических правила.

Наконец, Седьмой Вселенский Собор был в городе Никее в 787 году; он осудил ересь иконоборческую и составил 22 канонических правила.

Все 189 правил, выработанных семью Вселенскими Соборами для устроения Церковной жизни составляют Священное Предание Церкви наравне с 85 правилами святых Апостолов. На этих Вселенских Соборах рассматривались и правила, составленные Поместными Соборами и признаны необходимыми к исполнению.

Поместных Соборов было 9 в период времени между 314 и 879 годом. Первый - Анкирский который составил 25 правил, второй - Неокессарийский, который составил 15 правил, третий - Гангрский составивший 21 правило, четвертый - Антиохийский, составивший 25 правил, пятый – Лаодикийский, составивший 60 правил, шестой – Сардийский, который составил 20 правил, седьмой - Карфагенский, составивший 147 правил, восьмой - Константинопольский, составивший одно правило о суде над Епископом, девятый - Константинопольский, который называется двукратным, потому что он собирался дважды в храме Святых Апостол и в храме Софии Премудрости Слова Божия; этим Собором составлено 20 правил.

Поместными Соборами составлено всего 334 правила, которые также были введены в Священные Предания наравне с правилами Святых Апостол и семи Вселенских Соборов.

К ним же присоединены и правила, составленные святыми Отцами Церкви жившими, начиная с третьего столетия и кончая восьмым по Р. X, в количестве 155 правил, 18 ответов, 2-х посланий и 10 выписок, а именно: четыре правила св. Дионисия Александрийского, пятнадцать правил св. Петра Александрийского, 12 правил св. Григория Неокесарийского, 3 правила св. Афанасия Александрийского, 92 правила св. Василия Великого, 8 правил св. Григория Нисского, 1 правило св. Григория Богослова, 1 правило св. Амфилохия Иконийского, 18 ответов св. Тимофея Александрийского, 5 правил св. Кирилла Александрийского, 14 правил Феофила Александрийского, 1 послание Геннадия Патриарха Константинопольского и 10 выписок Тарасия Патриарха Константинопольского.

Все канонические правила святых Апостол, Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов для более удобного использования введены в сборник, называемый Номоканон (Законоправило) Иоанном Схоластиком, а также в "Кормчую Книгу" в которой введены еще и толкования на правила и которая в русской Церкви появилась в 1270 году при Митрополите Кирилле.

Основанная на земле Господом Исусом Христом Церковь существует вот уже XX веков.

В эти годы она пережила четыре важных периода; первый с 34 по 313 год, когда происходило ее внешнее распространение среди людей, несмотря на жестокие гонения на ее чад.

Второй период - с 313 года по 1054, когда совершилось внутреннее благоустройство ее жизни, закончившееся отделением от нее западной Римской церкви.

Третий период с 1054 по 1458 год, когда пала Византийская Империя в 1453 году, и началась реформация церковной жизни на Западе; в этот период установилось в истинной Христовой Церкви неизменное соблюдение Евангельского учения Христа и утвердилось окончательное благоустройство древнего уклада жизни Церкви.

Четвертый период с 1453 года до настоящего времени, когда Христова Церковь претерпевала и претерпевает великие бедствия в своей внутренней жизни, вследствие разделения на разные религиозные общества, и вследствие введения новшеств в Церковную жизнь.

А Российская Церковь со времени ее возникновения до настоящего момента пережила пять исторических периодов: первый от крещения Руси до нашествия монголов, с 988 по 1287 год; второй период с 1287 года по 1461 год, когда совершилось разделение Русской Церкви на две митрополии; третий период с 1461 года по 1589 год, когда в ней протекала жизнь под управлением двух митрополий; четвертый период с 1589 года, когда было учреждено в Русской Церкви Патриаршество, по 1666/67 года когда по вине Патриарха Никона и Большого Московского собора того времени произошел церковный раскол, и в истинной Церкви остались лишь те, кто не устрашившись гонений и не поддавшись земным соблазнам без изменений продолжали хранить Святое Предание, отвергнув никоновскую реформу.

Пятый период ознаменовался жесточайшими гонениями на Древлеправославную веру и на всех кто ее исповедовал. Он длился с. 1666/7 года по 1923 год. В этот период земная Церковь вдовствовала преданная трусливо всеми земными епископами и окормлялась лишь бегствующим от ереси священством, которое принималось в Церковь в сущем сане на основании канонических правил вторым чином, через миропомазание. Несмотря на ужасные гонения со стороны светской власти и господствующей новообрядческой церкви древлеправославные христиане неустанно трудились для созидания Церкви Христовой и на протяжении всего этого периода стремились к восстановлению епископского чина, что по благоволению Божьему благополучно свершилось 4 ноября 1923 года. В этот день в городе Саратове в древлеправославном храме во имя св. великомученика Димитрия Солунского настоятелем этого храма, священником Николой Тихомировым в лоно Русской Древлеправославной Церкви был принят Саратовский архиепископ Никола Позднев. Присоединение совершилось по второму чину через Миропомазание, на основании 8-го правила Первого Вселенского Собора.

С присоединением Архиепископа Николы и восстановлением епископского чина в Русской Церкви начался шестой исторический период, который длится и по настоящее время.

За это время в Древлеправославной Церкви произошло немало важных событий, в частности 16 сентября 1929 года к Церкви присоединился единоверческий Бугурусланский епископ Стефан (Расторгуев). По каноническим правилам два епископа имеют право хиротонисать других епископов. Поэтому с момента присоединения епископа Стефана в Русской Древлеправославной Церкви восстановилась трехчинная церковная иерархия и начали совершаться архиерейские хиротонии.

На Соборе 1924 года был учреждён Главный Церковный Совет (ГЦС) - высший духовный орган Русской Древлеправославной Церкви. В 1963 году ГЦС был преобразован в Высший Духовный Совет Русской Древлеправославной Церкви, который с июля 1972 года стал называться Советом Древлеправославной Архиепископии. В июне 1996 года этот Совет в свою очередь был реорганизован в Совет епископов Русской Древлеправославной Церкви.

С момента восстановления епископства у церковного кормила совершали своё первосвятительское служение один за другим 9 архиепископов: архиепископ Никола (1923-1934), архиепископ Стефан (1934-1937), архиепископ Михаил (1938-1944), архиепископ Иоанн (1944-1955), архиепископ Епифаний (1955-1963), архиепископ Иеремия (1963-1969), архиепископ Павел (1969-1979), архиепископ Геннадий (1979-1996), архиепископ Аристарх (1996-2000). Каждый из них ныне почивает в Бозе. С 9 мая 2000 года Русской Древлеправославной Церковью руководит архиепископ Александр Московский и всея Руси. С 3 марта 2002 года владыка Александр носит титул Древлеправославного Патриарха.

Кафедра Первосвятителя Русской Древлеправославной Церкви несколько раз перемещалась, что было обусловлено притеснениями со стороны Советской власти. В 1923 году она располагалась в Саратове. С 1924 по 1955 год она находилась в городе Москве. С 1955 по 1963 год Глава Русской Древлеправославной Церкви совершал свое архипастырское служение в городе Самара (в советское время Куйбышев). С 1963 по 2000 год резиденция Архиепископа находилась в городе Новозыбкове Брянской области. Освященный Собор 2000 года принял постановление о возвращении резиденции Предстоятеля Древлеправославной Церкви в Москву. Освященный Собор 2002 года принял постановление о восстановлении в Древлеправославной Церкви Патриаршества утраченного в 17 веке, через вероотступничество Патриарха Никона.