Не только хлебом единым:

Главная
Святые Козма и Дамиан
Церковь
Крещение
В защиту староверия
Книга памяти
Жизнь общин
Краткая история
Сущность древлеправославия
Жизнь прихода
О нас
Люди, события, годы



Это интересно :


Азбука


Книга памяти


Христос, сын Божий




СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ В СВЕТЕ НОВЫХ ОТКРЫТИЙ

Часть 3. Смутный сон князя Святослава (продолжение)

Вторая половина сна князя Святослава менее экзотичная, но не менее интересная. В этой части сна временное и пространственное восприятие мира как бы нарушается. Реальные события прошедшего времени, совмещаясь с фантастическими образами сновидения, предсказывают аналогичные события грядущего времени на фоне тревожного состояния души.

Объяснять сущность сна более удобно, когда есть возможность сравнить свое изложение с изложением другого автора. Для такого сравнения возьмем за основу текст Д.С.Лихачева (М.1972г.).

Читаем текст Д.С. Лихачева (М. Детская литература,1972г.) якобы древнерусский вариант: «В сю нощь съ вечера бусови врани възграяху у Плесньска. На болони беша дебрь Кияни и несошася къ синему морю»

Перевод на русский: «Всю ночь с вечера серые вороны граяли у Плесеньска в предградье стоял лес Кияни, и понеслись они, вороны, к синему морю». (Д.С. Лихачев. М.,1972г.)

Все понятно, глухая ночь, серые вороны играют у города Плесеньска (хотя серые вороны ночью в молчании сидят на деревьях и даже испуганные, стараются бесшумно перелететь на соседние деревья), а в предградье стоял лес и назывался он Кияни. Серые вороны поиграли, поиграли и «понеслись» они серые вороны в глухую ночь к синему морю.

Для сравнения и лучшего понимания сути прочтем изображение этой части сна в найденном церковнославянском тексте:

«Въ сю нощъ съ вечера в ( буква «В» с титлой, означает цифру 2) Ухъ сови до рани възграяху, уплесно имьска. на болони беша дебъ, реки Сану и несоша съ ню къ синему морю». Переведем значение слов церковнославянского текста:

«Въ сю» - в эту; «Ухъ сова» - ухающая сова, филин; «до рани» - до рассвета (филин весной в брачную глухую ночь играет – ухает до самого рассвета); «граяхать» - играть песни; «уплесно» - разговорная речь, предполагает усталость, изнеможение от веселия; «имьск» - лошак, зверь-оборотень; «болонь» - окраина пойменного леса, переходящая в болотистые луга; «беша» - было, они были; «дебъ» - постпозитивная частица разговорной речи, указывающая на смутное, неуверенное выражение – «вроде бы», «как бы», «как будто бы»; «Санъ» - река, на берегах которой, в 1097 году хан Боняк наголову разбил войско венгерского короля Коломана. ( На этом эпизоде мы остановимся более подробно несколько ниже).

А пока прочтем в целом церковнославянский текст на современном русском языке:
«В эту ночь с вечера 2 филина до рассвета играли, изнемогая с оборотнем; на окраинах леса было вроде бы, реки Сана и слетели с нее к синему морю».

Что имел в виду автор «Слова», когда в смутном сне князя Святослава показал событие далеко прошедшего времени? (сон Святослава - 1185 год, а битва на берегах реки Сан и ее притока Вагры была в 1097 году). Что означает в народном поверье увидеть во сне игру филинов, или увидеть оборотня? Кого мы должны воспринять в образе двух филинов, а кого в образе зверя-оборотня и как эти события зеркально отражаются друг в друге?

Увидеть во сне филина, а тем более нескольких да еще играющих, токующих всегда было предвестником большой беды и не просто беды, а смертельной опасности для самых близких людей. Человек увидевший такой сон страдает, нервничает психика его угнетена, он не находит себе покоя, мечется. Однако вдруг, на одном из моментов своего переживания, он начинает переходить от сочувствия к раздражению типа: вот, если бы послушали, то не было бы.., и зачем все это надо было… и так далее в таком роде. Таковы защитные функции организма, главное здесь то, какое решение принимает человек.

Увидеть во сне оборотня это значит почувствовать во всей полноте тяжесть предательства со стороны самых близких тебе людей: кровного брата, либо друга которому доверяешься как брату, или иного близкого человека и связано это с пролитием крови. Есть все основания полагать, что образ оборотня напомнил князю Святославу деяния его родного брата - Черниговского князя Ярослава. Косвенно это подтверждается и в золотом слове Святослава: «А уже не вижду властъ на сильна и богата и многовоя» брата моего Ярослава с черниговскы буи и съ могуты, и съ татраны…» (церковнославянский текст, перевод).

Так используя формулу вещего сна, автор «Слова» гениально совмещает друг с другом две знаменательные битвы с половцами. Одну венгерского короля Коломана в 1097 году, другую князей Игоря и Всеволода в 1185 году, наглядно показывая преемственность событий, времен и поколений.

Теперь, остановимся подробнее на трагедии, развернувшейся на берегах реки Сан в 1097 году. Венгерский король Коломан, страшно жадный до русского золота, охотно откликнулся на просьбу Киевского князя Святополка Изяславича оказать военную помощь против Володаря Ростиславича Перемышльского. Сам Святополк с дипмиссией был у Коломана и одарил его щедро золотым запасом. Но Коломану показалось мало и он, прибыв на киевские земли, награбил еще больше, но тут перехватил его половецкий хан «Боняк-шелудивый», хан-оборотень. (В ночь перед битвой хан Боняк, обернувшись зверем - волком завывал на горе, созывая своих собратьев, там же были открыты план и тактика битвы).

Нет смысла подробно останавливаться на картине этой битвы. Боевая тактика половцев, жестокое кровопролитие, продолжительность битвы, это зеркальное отображение битвы князя Игоря и князя Всеволода с половцами, лучше дадим слово летописному источнику:

«Боняк же разделися на 3 полки и сбиша Угры (венгров) в мясть (трясина; пойменное болото; месиво из водорослей) яко сокол галиц збивает и побегоша Угре и мнози истопоша у Вягру (приток Сана), друзии же в Сану, и бежаша возле Сан у гору (в гору) и спихаху друг друга, и гна по них два дни, секущи я (их). (Ипат.1097)

Вот здесь-то король Коломан и потопил награбленное русское золото в тине реки Сана. А обвинения князя Игоря в том, что он потопил «богатство» на дне Каялы – это злорадство иноземцев, пирующих за столом в гриднице Святослава и бредни современных исследователей. Не было у дружины князя Игоря награбленных обозов, а тем более золота! Но вечевой колокол, который по окончанию своего Тмутрокянского княжения вывез в Чернигов князь Олег Святославович, наверняка в обозе Всеволода был! Если существовали планы восстановления Тмутрокянской вотчины, то наверняка с вечевыми традициями. («Что мне шумит, что мне звонит набатом рано пред зорями…» - дословный перевод церковнославянского текста).

Содержание и смысл данного эпизода подтверждает, что на рассвете половцы первыми атаковали обоз и дружину князя Всеволода. Князю Игорю, ушедшему несколько вперед и услыхавшему шум битвы, ничего не оставалось, как повернуть назад свои полки и спешить на помощь брату. /Игорь полки заворачивает, ибо жаль ему милого брата Всеволода/.

Целью похода князя Игоря было далеко не грабеж, а используя, как ему казалось, благоприятную обстановку в Степи после похода Святослава и мирных договоров, быстрым марш-броском выйти к устью Дона, переправиться за Дон и пройти по Кубанским просторам к устью Азовского моря (Керченский пролив), где и восстановить родовую вотчину – Тмутрокянь (Таматарху).

Этот замысел князя Игоря подтверждает и Лаврентьевская летопись, когда раздосадованные боевыми стычками воины рассуждали между собой: «… а теперь пойдем следом за ними за Дон и перебьем их всех без остатка. Если же и тут одержим победу, то пойдем вслед за ними и до Лукоморья, куда не ходили и деды наши, славу и честь свою всю возьмем до конца».

Однако, предательство галицко-волынских отрядов в самом начале похода, («…галичане отрядами сбегают к Дону великому» – церковнославянский текст, перевод), ночной мятеж, бунт «ковуев» князя Ярослава после суточной битвы и их побег с поля боя ( «ковуй» с церковнославянского языка переводится как «злоумышленник, предатель»), а также коварство хана Кончака, не дало возможности осуществиться планам молодых ольговичей. Кончак сдал своего свата князя Игоря, спровоцировал досадные боевые стычки, а затем, разослав гонцов по всем половецким кошам, организовал русским дружинам смертельную западню, но сам от битвы уклонился, так как в тайне готовил большой набег на Русь.

«Ибо те два храбрых Святославлича, Игорь и Всеволод уже Лжу половецкую побудили с тайны…» (церковнославянский текст, перевод). Таким образом, своим походом на поиски «града Тмутрокяня» князь Игорь, сам того не осознавая, жертвуя своей дружиной не только сорвал тайный замысел половцев о большом походе на Русь, но личным подвигом и подвигом своих дружинников значительно ослабил моральное состояние и мощь половецкого войска. Можно только представить масштабы разорения Руси, если бы тайна Кончака не была раскрыта, а половецкое войско не было бы в значительной степени потрепано в сражении с Игоревыми полками.

Об одном из вариантов текста «Слова о полку Игореве»

Г.М.Горьков г. Оренбург декабрь 2014 г.

Внимание авторов!
В своих трудах при толковании «непонятных», «темных слов», приведенных в нашей статье «Слово о полку Игореве в свете новых открытий», ссылки на статью и автора обязательны.